Танго-эквалайзер: как добиться наилучшего звучания танго Золотого Века

ВВЕДЕНИЕ

moog_equalizers_apr78_pg9_ckВ статье описывается простая и эффективная техника для достижения наилучшего звучания танго Золотого Века. Конкретнее, нас интересует период электрической записи на грампластиках на 78 об/мин, с 1926 по 1949 год. Эта техника предлагает набор простых правил, позволяющих получать легко повторяемый результат, на любой милонге, для любой записи, с минимальными изменениями между тандами. Она была неоднократно опробована на милонгах в Торонто, и дополнена советами и замечаниями от диджеев со всех уголков планеты. Я уверен, что эта техника позволит вам, как и мне, существенно улучшить качество вашего звука, и при этом, тратить значительно меньше времени как на настройки эквалайзера, так и на эмоционирование по поводу плохого качества записи, неадкватной акустической системы, и т.д.

Я не предлагаю в тексте никаких примеров “до и после” – эта техника исключительно для вас – пробуйте ее на вашей милонге, с вашим оборудованием, улучшайте, уточняйте, или не пробуйте вообще. Буду рад любой обратной связи – как позитивной так и негативной.

Чтобы познакомиться с этой техникой, вам понадобится 9-10 полосный графический эквалайзер, либо в компьютере, например вот такой:

10Band_EQ_3

… либо на вашем столе, например вот такой:

Behringer

Убедительная просьба не пользоваться встроенным эквалайзером в iTunes, так как его невыносимо запоздалая реакция не позволит вам четко расслышать разницу в ваших экспериментах.

Также, вам понадобятся качественные диджейские наушники, а еще лучше – час времени наедине с эквалайзером, перед милонгой, в зале в котором вы регулярно работаете. По моему собственному опыту, домашняя акустическая система, будь то бытовая радиола или компонентный британский хай-фай, для наших эспериментов будет неадекватна. Если у вас нет 10-полосного эквалайзера, пролистайте статью до секции с советами по выбору эквалайзера.

Для того чтобы уложиться в разумное количество страниц, я не стану доказывать каждое утверждение в этом тексте, так как если вас интересует эта техника, все что здесь написано вы можете (и должны!) опробовать сами.

МИФЫ ТАНГО ДИДЖЕЯ

  • На старых грампластинках за пределами средних частот ничего нет: неверно.
  • Реверберация ничем не “лечится”: неверно.
  • Уберешь шум дорожки – потеряешь и музыку: неверно.
  • “Улыбка” на эквалайзере – знак невежественного диджея: отчасти верно… но… читаем дальше.

НЕКОТОРЫЕ БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Принято считать, что здоровое человеческое ухо способно различать звуковые сигналы в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Самая низкая нота на фортепиано, Ля субконтроктавы, имеет частоту 27.5 Гц, а самая высокая, До пятой октавы, имеет частоту 4186 Гц. Оставшийся диапазон между 4.2 кГц и 20 кГц отвечает не за ноты, как таковые, а за их тембр и другие характеристики.

Одно-октавный графический эквалайзер содержит 9-10 полос в пределах диапазона слышимости. Полосы расположены на частотах 31 или 32 Гц (только в десятиполосном), 63 или 64 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 2 кГц, 4 кГц, 8 кГц и 16 кГц. Эти частоты не соответствуют в точности никакой ноте, но ближайшей к ним нотой будет Си. То есть вы можете представить себе, что ваш эквалайзер настроен на Си субконтроктавы, контроктавы, малой октавы и т.д. до Си четвертой октавы, и затем еще две полосы за пределами клавиатуры для контроля тембра. Регулировка усиления/среза на полосах обычно в пределах 6 – 12 дБ.

Субъективно, человеческое ухо воспринимает изменение уровня сигнала на 10 дБ как “вдвое громче” или “вдвое тише”, а изменение на 1 дБ как “едва слышимое”. Чтобы проделать все предлагаемые эксперименты, у вашего эквалайзера дожны присутствовать все перечисленные полосы, с диапазоном регулировки 12 дБ в каждую сторону.

Наши уши очень быстро адаптируются к любым изменениям, как в громкости звука так и в тембре. Поэтому, если вам лишь показалось что что-то изменилось, всегда сравнивайте текущие настройки эквалайзера с нейтральными, используя кнопку IN/OUT (иногда она называется ON/OFF на софтверных эквалайзерах, или же IN/BYPASS на профессиональных моделях). Также, продвинутые модели софтверных эквалайзеров зачастую имеют кнопку A/B для сравнения текущих настроек с предыдущими.

Также, человеческое ухо обладает весьма нелинейной характеристикой по отношению к громкости сигнала. Так, на малой громкости наши уши намного лучше воспринимают ограниченный диапазон средних частот, и практически игнорируют низкие и высокие частоты. Именно этот феномен и является причиной вездесущей “улыбочки” на домашних эквалайзерах. На малых громкостях музыка и вправду звучит лучше с “улыбочкой”. Поэтому, когда будете проводить ваши эксперименты, обязательно слушайте музыку громко. Быть может не так громко, как на последних часах разухабистой свадьбы в соседнем ресторане, но, как минимум, на таком же уровне на котором вы обычно играете на милонге. Иначе, вы можете просто не услышать никакой разницы в настройках.

Электрические записи на пластинках из шеллака на 78 об/мин, которые в дальнейшем мы будем называть просто “записи”, способны воспроизвести кажущийся невероятным диапазон от 30 Гц до 7 кГц (для сравнения, диапазон домашнего телефона покрывает от 300 Гц до 3.3 кГц). То есть, грамофонная запись полностью покрывает всю клавиатуру фортепиано, плюс еще почти полная октава для тембровой окраски. Но – без соответствующей настройки эквалайзера, вы, и ваша аудитория, этого диапазона никогда не услышите. Дело в том, что звукозаписывающая система 30-х была настроена таким образом, что все частоты ниже 250 Гц постепенно срезались, и так же срезались частоты выше 5 кГц. Такие настройки были нужны вследствие целого ряда технических и экономических причин, но, в то же время, наиболее продвинутые домашние граммофоны, за счет механического резонанса, были способны вернуть часть из “потерянных” частот при проигрывании. Вот так выглядела типовая АЧХ звукозаписывающего усилителя 30-х годов:

Figure32

В онлайновом факсимиле цикла статей  Defects in Gramophone Records, впервые опубликованного в 1931 году, содержится еще много интересных фактов о технологии звукозаписи 30-х годов, а в сравнительно современной статье  Disc Recording Equalization Demystified подробно разбираются и виниловые и шеллаковые кривые эквализации, вместе с физическими принципами, лежащими в их основе, но для наших целей вполне достаточно вышеприведенного графика.

И наконец, шипение канавки, или просто “шум” сильнее всего проявляется на частотной полосе 7.5 кГц, что позволяет надеяться на возможность отделения сигнала от шума, при наличии соответствующих инструментов.

НОВОЕ ЗНАКОМСТВО СО СТАРЫМ ЭКВАЛАЙЗЕРОМ

Держите предыдущий график поближе – в нем есть почти все что нам понадобится для работы. Прежде всего, мы попробуем “перевернуть” этот график – так как это делали граммофоны Золотого Века. Выберите свое любимое танго из первой половины 30-х, желательно с вокалом, и играйте только его, в цикле, пока мы не закончим с нашими настройками.

Мы начнем с басов. Поднимите движок 63 Гц до +12 дБ, движок 125 Гц до +8 дБ и движок 250 Гц до +4 дБ. Нажмите кнопку IN/OUT. Вы наверняка услышите значительное усиление в басах. Слишком много? Нет проблем – используйте значения +9 дБ, +6 дБ и +3 дБ соответственно. Так лучше? Хорошо! А теперь опустите движок 250 Гц до 0 дБ, и чуть приподнимите движок 125 Гц. Сравните звучание. Готов поспорить, что новые настройки вам понравятся больше старых – без усиления на полосе 250 Гц бас одновременно и более отчетлив, и более прозрачен, без ненужного гула. Если вы не услышали никакой разницы, попробуйте установить все три движка на одно и то же значение, скажем +6 дБ, отстроить его слегка вверх или вниз, а потом опустить движок 250 Гц вниз до нуля, и сравнить звучание до и после.

Помните, что не следует использовать полосу 250 Гц при настройке баса – даже инженеры 30-х это уже знали, и старые граммофоны “включали форсаж” начиная лишь со 150 Гц.

Иногда вам может попасться запись (таких немало в репертуаре O.T.V.) в которой басы были уже скомпенсированы при подготовке компакт-диска. Также, частотные характеристики новой серии “Golden Ear Edition” от TangoTunes требуют разве что минимального усиления по басам. И, наконец, звуковые системы в клубах басят намного больше, чем это необходимо для танго музыки.

В подобных случаях, просто используйте меньшие начальные значения, например, +4 дБ и +2 дБ. Принцип остается тем же, но в конечном счете сколько именно добавлять и убавлять решать, конечно же, вам.

Если вы экспериментируете в зале, и на вашем эквалайзере есть движок 31 Гц, поднимите его вверх до упора. Вы немедленно услышите (а точнее – почувствуете) много неприятного низкочастотного гула. В наушниках, скорее всего, вы ничего вообще не услышите, так как наушники просто не способны воспроизводить столь низкие частоты. Теперь опустите этот движок на отметку -3 дБ или ниже, и ваша акустическая система, вместе с вашей нервной системой скажут вам “спасибо”. Там его и держите, всегда. Не забывайте всегда обрезать частоты ниже 30 Гц, когда добавляете бас.

Теперь перейдем к высоким частотам. На диаграме срезаны частоты в диапазоне от 5.5 кГц до 7 кГц. На нашем 10-полосном эквалайзере такой полосы нет, поэтому мы будем работать с ближайшей полосой, а именно, с полосой 4 кГц. Поднимите движок где-то на +6 дБ. Вы немедленно услышите, что шипение стало громче, но также и то, что звук стал значительно ярче. Не обращайте внимание на шипение лишь на минуту-другую. Попробуйте кнопку IN/OUT и сравните звук. Поводите движком чуть вверх и вниз. Если вы перебрали яркости, звук потеряет “плотность”, в нем проявится “металл”, а у вокала могут появиться неприятные фальцетовые нотки. Найдите наиболее подходящую позицию, и займемся шипением.

Прежде всего, опустите крайний правый движок (16 кГц) на -9 дБ, так как там и вправду нет никакой полезной информации. Шипение слегка уменьшится, и звук станет несколько мягче. Держите этот движок на -9 дБ и больше его не трогайте. Теперь подвигайте вверх и вниз движок на 8 кГц. Вы немедленно заметите что именно этот движок и есть идеальный инструмент для контроля уровня шума. В то же самое время, даже на глубоких срезах (до -8 дБ) яркость звука уменьшается незначительно. Найдите идеальную позицию для движка. Если в вашей записи много шипения, попробуйте еще более глубокий срез, до -12 дБ, но при этом одновременно поднимайте 4 кГц выше и выше. Только в самых патологических случаях имеет смысл опускать 4 кГц до нуля. В большинстве же ситуаций движок 4 кГц должен быть вверху. И не забудьте уменшить срез на 8 кГц когда ваше особенно громко шипящая запись закончится.

N.B. Мы уже дважды использовали в наших экспериментах “эффект ножниц”. Вначале мы подняли бас с 63 Гц и выше, и одновременно срезали частоты ниже 31 Гц. Теперь мы снова использовали тот же прием для придания звуку яркости и уменьшения шума одновременно. Не забывайте про этот эффект в ваших экспериментах, особенно при экстремальных регулировках.

Мы почти закончили. Останавливайте ваше танго – оно, должно быть, вам уже порядком поднадоело. Нажмите кнопку OUT, и включите следующее танго из той же танды, без эквалайзера, секунд на 30-60. А теперь – включайте эквалайзер снова. Ну что? Вы слышите сейчас то что я слышу? И вам это нравится? Чудесно! Теперь совсем чуть-чуть подправьте басы с помощью движков на 63 Гц и 125 Гц, яркость с помощью движка на 4 кГц, и поработайте с шумоконтролем (8 кГц). Не трогайте никаких других движков. Они вам не нужны, по крайней мере сейчас. Less is more, что в приблизительном переводе означает “экономика должна быть экономной” “лучше меньше да лучше”.

Пока вы наслаждаетесь окончанием вашей танды, позвольте сделать одно замечание о шипении. Есть принципиальная разница между шумом канавки, присущим любой грампластинке, из шеллака или из винила, и щелчками, возникшими вследствие царапин и выбоин на повехности заигранной пластинки. Если с шумом мы можем сравнительно легко справиться при помоши нашего шумодава на 8 кГц, с щелчками таким образом справиться нельзя. Иногда щелчков настолько много, что их можно принять за шум канавки (милонга “Mi vieja linda” сразу приходит на ум). Однако щелчки можно убрать либо вручную,  либо при помощи продвинутых реставрационных плагинов, и никак иначе. Даже со звуком сильно заезженной, но все же неповрежденной грампластинки можно справиться, опустив движок 4 кГц до 0 дБ, и движок 8 кГц до -12 дБ, хотя вы и потеряете при этом яркость. Щелчки же не исчезнут ни при каких манипуляциях с эквалайзером.

Попробуйте кнопку IN/OUT снова, и останавливайте танду. Затем выровняйте все, без исключения, движки на нейтральной позиции для последнего эксперимента.

Теперь нам понадобится танго из середины 40-х, с зашкаливающей реверберацией, добавленной лихими звукоинженерами при подготовке компакт диска. Могу я посоветовать использовать танду Мигеля Кало с Раулем Бероном? Начните ее играть, и внимательно прислушайтесь к реверберации. Теперь найдите движок на 1 кГц, и поднимите его вверх на +6 дБ. Реверберация стала совсем невыносимой? Отлично! А теперь опустите этот движок в позицию -3 дБ. Попробуйте кнопку IN/OUT. Вы тоже слышите что минимальные корректировки на полосе 1 кГц меняют наше восприятие реверберации? Теперь попробуйте срезать чуть больше, затем чуть меньше, но обращайте внимание не только на реверберацию, но и на общее качество звучания. Вы без сомнения, вскоре почувствуете, что с этим движком уж точно “лучше меньше”. Большой срез на 1 кГц создает малоприятные эффекты. Постарайтесь не переборщить. Используйте ревер-контроль умеренно, и лишь тогда когда он действительно необходим.

N.B.  Еще один прием работы с эквалайзером заключается в следующем – чтобы найти частотную полосу, которую нужно подавить, мы вначале добавляем по искомой полосе, а не ослабляем. Наши уши намного лучше реагирует на усиление звука, чем на ослабление, не забывайте про эту особенность, когда экспериментируете с эквалайзером. И, кстати, если вы все еще не уверены насчет грязи на полосе 250 Гц, просто поднимите ее вверх до упора, на +12 дБ, и сами все услышите.

Теперь верните движок 1 кГц в нейтральную позицию, срежьте -3 дБ на 31 Гц и -9 дБ на 16 кГц. Затем поднимите басы (63 Гц и 125 Гц, левый движок всегда пропорционально выше правого), потом добавьте яркости (4 кГц), и отрегулируйте шум (8 кГц). Скорее всего, ваши нынешние установки будут мало отличаться от предыдущих, для танды ранних 30х. Нажмите кнопку IN/OUT. Вы слышите, что реверберации стало немного меньше, хотя ревер-контроль все еще на нуле? Теперь, срежьте реверберацию, слегка опустив движок 1 кГц… и наслаждайтесь вашей тандой.

Вот так выглядел мой эквалайзер по окончании одной из милонг в Торонто. Сможете ли вы объяснить разницу между моими установками на последней танде и моими же советами? А определить, много ли было шума в этой танде сможете?

10band

“CUATRO COMPASES”  ТАНГО ДИДЖЕЯ

Теперь проанализируем результаты наших экспериментов. У нас есть четыре важных диапазона – БАСЫ, РЕВЕР, ЯРКОСТЬ и ШУМ. Также имеются два крайних диапазона кроме этих четырех.

Обратите внимание, что точные границы диапазонов не всегда совпадают с частотными полосами на 10-полосном эквалайзере!

0. НИЗКО-ЧАСТОТНЫЙ  ГУЛ: срежьте фильтром все частоты до 30 Hz. Не позволяйте гулу перегружать акустическую систему и портить вашу музыку. Установите НЧ фильтр перед милонгой, и забудьте про него до следующего раза. 

1. БАСЫ: Не стесняйтесь плавно усиливать басы в диапазоне от 150 Гц до 30 Гц, с пиком на 30 Гц. Пусть у вашей музыки будет прочное, глубокое основание. Помогите начинашкам услышать ускользающий ритм, и заодно порадуйте ваших маэстро. Но не загрязняйте звук, не усиливайте ничего выше 150 Гц! 

2. РЕВЕР-КОНТРОЛЬ: Слегка обрежьте полосу 1 кГц. Пары-тройки дБ вполне хватит чтобы значительно уменьшить ненавистную реверберацию. Поставьте ревер на реверс, но не переборщите! И не забудьте отключить ревер-контроль на следующей танде. Не следует пытаться контролировать ревер там, где его нет. 

3. ЯРКОСТЬ: не отказывайте себе в удовольствии беззастенчиво поднять полосу 6 кГц, и ваша музыка заиграет новыми красками! Это танго было намного ярче когда его играли вживую на углу Корриентес и Эсмеральды – так верните ему эту яркость! И не беспокойтесь пока о шипении – разберемся с ним на следующем шаге.

4. ШУМО-КОНТРОЛЬ: срезаем “полочкой” (shelving) все частоты от 7.5 кГц и выше. Сколько надо столько и срезаем. И одновременно поднимаем яркость. Шум уходит, музыка остается, и все довольны. Только не забудьте вернуть шумо-контроль из экстремального положения в среднее между тандами (не в нулевое, а в среднее!) 

4′. ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ АРТЕФАКТЫ И ШУМЫ: рубим ВЧ фильтром без оглядки все что лежит за 10 кГц. Музыки там все равно нет, а вот артефактов от пережатых MP3 и неадекватных цифро-аналоговых преобразователей там больше чем хотелось бы. Заодно добиваем и шумы от модных Golden Ear Edition трансферов от Tango Tunes. В сад всех их, в сад. Установили ВЧ фильтр на 10 кГц, и забыли про него.

Итак, мы свели десять полос нашего эквалайзера к четырем регионам и двум фильтрам. Не следует трогать оставшиеся движки. Наша задача – раз за разом извлекать лучший звук из наших записей, с минимальными сменой настроек на эквалайзере.

Вот как выглядела бы идеальная танго-кривая эквализации если бы вместо 10-полосного эквалайзера мы бы использовали хирургически точный 31-полосный:

31EQ… но, вам бы понравилась двигать вверх-вниз столько движков на живой милонге?

Теперь несколько заключительных замечаний. Прежде всего, мне бы хотелось снова подчеркнуть что данная техника подходит лишь для записей с 1926 по 1949 годы.

ВКРАТЦЕ О ЗАПИСЯХ 50-х:  С появлением микрофона U47, студийных магнитофонов,  винила, и стандарта RIAA диапазон передаваемых частот на долгоиграющей виниловой пластинке расширился до предельного 20-20000 Гц. Самое простое, и, зачастую, самое лучшее что можно сделать с таким диапазоном – это выключить эквалайзер кнопкой IN/OUT.  Если вам все же хочется “постоять у штурвала”, можно поиграть с басами, и с ревер-контролем так же как мы делали раньше. А вот с яркостью уже все совсем не так – в новом диапазоне частот яркость регулируется где то в районе 10 – 12 кГц. А шум канавки эквалайзером вообще не убирается. То есть, убирается, конечно, но только за счет частичной потери яркости и никак иначе. Пожалуй, единственным исключением являются записи Карлоса Ди Сарли 1951-1953 годов на фирме TK / Music Hall. Они настолько плохого качества, что наша техника для них все еще подходит.

Далее, когда вы будете, не стесняясь, регулировать басы, всегда поглядывайте на индикаторы уровня, и внимательно прислушивайтесь к искажением. Даже если ваша акустическая система еще не на пределе, усиление басов легко может загнать любой из ее компонентов за красную отметку. Проверьте выходной уровень сигнала на эквалайзере, на канале микшера (не мигает ли сигнал перегрузки) и на главном индикаторе уровня.

Далее, возможно вы от кого-то слышали или где-то читали что “резать лучше чем добавлять”. Я нисколько не ставлю под сомнение это правило, и даже пробовал, с несколькими графическими эквалайзерами, “опускать” всю кривую вниз, так чтобы средние частоты были всегда срезаны, а низкие и высокие не требовали таких экстремальных настроек, как показано на графике. По собственному опыту я не могу сказать, что небольшая разница в звучании оправдывает неудобство работы со всеми полосами эквалайзера одновременно, но, если вам больше понравятся именно такие настройки – пользуйтесь ими.

И, наконец, помните, что “переборщив с эквалайзером вы можете нарушить тонкий баланс природных сил, и/или просрать все полимеры”, о чем не устают напоминать нам коллеги из Mackie, в каждом своем новом мануале. Попробуйте, после того как установите идеальную кривую чуть-чуть сдвинуть все движки назад – в сторону нейтрали, и внимательно послушайте не окажутся ли эти установки лучше предыдущих. Когда вы мало-мальски овладеете этой техникой, полная настройка эквалайзера будет занимать у вас не более 10-15 секунд на танду.

Поздравляю, “мы сделали это”! Берите эквалайзер и идите удивлять своих тангерос свежим, как воздух Буэнос Айреса ранней осенью звуком. Остальное прочтете как нибудь потом.

В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ТАНГО ЭКВАЛАЙЗЕРА

Вы можете спросить – если все так просто, нужен ли вообще графический эквалайзер? Может можно найти что-нибудь попроще, с четырьмя ручками? Давайте поглядим.

Короткий обзор диджейских и микшерных пультов

В моем Traktor Pro 2 имеется то ли пять то ли шесть моделей эквалайзеров с популярных (и даже легендарных) диджейских пультов.

Начнем с легендарного XONE:92  с 4-х полосным эквалайзером. НЧ фильтр установлен на 250 Гц – это очень и очень высоко для наших целей – минимальная добавление по басу сразу загрязняет звук. Нижняя средняя полоса установлена на 350 Гц, и совершенно бесполезна. Верхняя средняя – на 2.5 кГц – точно посередине между ревер-контролем и яркостью, и, наконец, ВЧ фильтр – на 10 кГц, что неплохо, но на предельных срезах звучит он отвратительно.

Другая не менее известная модель,  Pioneer DJM-600. У него всего три полосы, но расположены очень удачно – на 70 Гц, 1 кГц и 13 кГц. Все три – отлично работают, а шумодав, расположенный на 13 кГц звучит на порядок лучше чем у XONE:92 на 10 кГц, но напрочь отсутствует контроль яркости. А без него и вправду – срежешь шум и сразу потеряешь и музыку. Кроме того, ни у той ни у другой модели нет дополнительного низкочастотного фильтра на 30 Гц (а то что диско-диджеи называют “фильтр” нам для нашей музыки лучше и не пробовать). Еще один Pioneer, DJM-800 очень похож на предыдущий, а вот Classic, Z-ISO и NUO эквалайзеры просто никуда не годятся.

Теперь взглянем на “взрослые” микшерные пульты. Там картина несколько более отрадная. Например, у моего любимого Mackie ONYX 1640i 4-х полосные эквалайзеры на каждом канале, причем две средних пиковых (peaking) полосы регулируются по частоте. Верхняя полоса установлена на 12 кГц. Это многовато, но все же она “задевает” левым хвостом нужный нам регион в крайнем положении. Верхнюю среднюю полосу сами выставляем на 5.5 кГц, и получаем идеальный контроль яркости. Нижнюю среднюю – на 1 кГц для ревер-контроля. Нижняя полоса на 100 Гц. Очень неплохо. А вот НЧ фильтр со срезом 18 дБ/окт установлен на 75 Гц. Это идеальная установка для микрофона, но для нас это, увы, это подходит лишь в крайних случаях, только одновременно с сильным подъемом по басам. И все же, канальный эквалайзер именно этого микшера ближе всего к танго-идеалу.

Однако 4-х полосные настраиваемые эквалайзеры на каналах это скорее исключение чем правило. 2-х и 3-х полосные, не настраиваемые встречаются значительно чаще. Но если вам повезет, и рядом с вами окажется этот Mackie, забудьте про жалкие tape-in входы, и смело подключайтесь к каналу. Также, не забудьте глянуть на главную секцию вашего микшера. Там вполне может оказаться удобный 10-полосный графический эквалайзер, как, например на этом микшере от Behringer. Если вас все еще пугает обилие разноцветных ручек и кнопок, во первых, вспомните про новогоднюю елку, а во вторых – прочтите мануал от  Mackie. Даже если на вашей милонге совсем другой пульт – все равно прочтите мануал от Mackie. И весело, и поучительно, причем, именно в таком порядке.

Графические эквалайзеры

Прочли? Нашли кнопку “как из говна сделать конфетку”? И про “прохладительный напиток” не забыли? Теперь продолжим. Прежде всего вот два 9-10 полосных настольных графических эквалайзера:

И тот и другой вполне адекватны, я пользовался Берингером некоторое время, вот только качество его сборки вызывает серьезные сомнения в его долговечности. Да и у Роллза не самые лучшие отзывы. С другой стороны, профессиональных, рэковых графических эквалайзеров хоть пруд пруди, но вот незадача – все они либо на 15 либо на 31 полосу. Конечно же, больше полос – больше контроля, но и движков прийдется больше двигать. Если уж с таким связываться, я бы посоветовал только 15 полос и только в моно режиме.

Ну и, чтобы покончить с графическими эквалайзерами вот несколько ссылок на плагины:

Знакомство с параметрическими эквалайзерами

Итак, идеального танго-эквалайзера не существует? Au contraire mon frere, существует, но в форме так называемого параметрического эквалайзера. Параметрический эквалайзер (ПЭ) это что-то вроде эквалайзера на Mackie на стероидах. ПЭ обычно имеет всего от трех до четырех полос, но на каждой полосе имеется три ручки – амплитуда, частота, а также ручка, называемая Q (как в Star Trek NG), она же – добротность. Эта последняя ручка регулирует ширину полосы аттенюации, частота пика которой управляется второй ручкой, а амплитуда – первой. Также на ПЭ часто имеются отдельные, тоже настраиваемые по частоте НЧ и ВЧ фильтры.

Вот так выглядит плагин, моделирующий ПЭ на канале микшерного пульта SSL. Слева направо, у него имеются: отключаемый и регулируемый НЧ фильтр, полупараметрическая пологая (shelving) нижняя полоса, две параметрических пиковых (peaking) средних полосы с переключением диапазонов регулировки, полупараметрическая пологая (shelving) верхняя полоса, и выходная секция,  состоящая из индикаторов и ручки контроля уровня звука, кнопки переключения фазы сигнала, и кнопки IN/OUT.

ssl-g-equalizer

С таким эквалайзером, вы настраиваете частоты и ширину всех полос перед милонгой (а еще лучше – сохраняете настройки раз и навсегда), и затем используете лишь четыре верхних ручки как идеальный контроль БАСА, РЕВЕРА, ЯРКОСТИ и ШУМА. Просто, удобно и элегатно, не так ли?

Если у вас так же загорелись глаза, как и у меня, когда я впервые наткнулся на ПЭ, вот некоторые из ваших возможностей:

  • Если вас интересует софтварный ПЭ, взгляните на этот обзор и комменты под ним, с десятком-другим бесплатных ПЭ плагинов.
  • Если же у вас в кошельке постоянно ощущаеся предновогодний зуд, взгляните на вот эти модели от Waves. На страничке вы найдете эмуляции лучших ПЭ когда либо существовавших в железе, в том числе SSL G-EQ с предыдущей картинки.
  • Если ваша диджейская программа, как и мой Трактор, не поддерживает загрузку внешних плагинов, и вы используете MAC OS X, ваш идеальный плагин-хост, за вполне разумную цену ожидает вас здесь: Rogue Amoeba.
  • Если вы используете Foobar2000, на MS Windows, сгрузите  себе foo-dsp-vst.dll. Для других програм на Windows поспрашивайте коллег. Решения наверняка имеются – напишите мне если найдете что-то интересное.
  • Если же вам, как и мне, нет ничего милее настоящих эбонитовых ручек, гляньте на вот этот ПЭ от Rolls . Эбонит не обещаю, но работать будет – проверял.
  • Еще больше кнопок и возможностей, можно найти на так называемых channel strips. Высококачественный, зачастую ламповый предусилитель для того самого теплого и пушистого звука, компрессор, ну и ПЭ. За неразумную цену много их… за разумную – вот, один нашелся: ART Pro Channel II, может есть и другие.
  • Ну и, наконец, если вы хорошо себя вели весь год, уступали место в общественном транспорте, никогда и никого не подрезали на дороге, не обгоняли пары по правой стороне на милонге, и настало время попросить доброго дедушку Мороза об идеальном новогоднем подарке, гляньте на вот этот, полностью пассивный ПЭ от Summit Audio – там таки и теплый ламповый звук и блестящие эбонитовые ручки.

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКА ДЛЯ ЗАЛА И ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОРКЕСТРОВ

У вас уже есть новенький эквалайзер, сыграно на “ура” несколько милонг, но вот вы попали в новый зал, и начались новые проблемы – гулкое помещение, устрашающего размера сабвуферы, дребезжащий потолок… Может ли здесь помочь ваш новый эквалайзер? Может, если вы примете во внимание советы замечательного диджея из Киева, Миши Авраменко.

  • Гулкий зал, очень заметная реверберация. От ощущения гулкости позволяет избавиться (лишь в некоторой степени) частотная полоса 200-250 Гц. Ослабьте ее и не усердствуйте с усилением баса в таком зале.
  • Диско-клуб, даже без усиления баса его слишком много. Попробуйте стандартный низкочастотный фильтр на 75-80 Гц на микшере, или же глубокий срез от 80 Гц и ниже на эквалайзере.
  • Что-то резонирует, например подвесной потолок. Пройдитесь по низким частотам, скажем от 300 Гц и вниз – это очень удобно делать параметрическим эквалайзером. На какой-то частоте вибрация затихнет. Снова же, не усердствуйте с басами в такой ситуации.
  • Нужно погромче, иначе площадку просто не озвучить, но находиться рядом с колонкой становится совершенно невозможно – звук режет слух. Здесь есть два решения:
    • От Миши – нещадно резать в диапазоне 2.5 – 3.5 кГц. Если это не помогает, попробуйте ослабить также и полосу 800 Гц.
    • От автора – используйте портативный компрессор, например FMR RNC-1773, чтобы сгладить пики… но правильный выбор и настройка компрессора “тянет” на отдельную статью.
  • “Режуший” звук может проявиться и на меньшей громкости у некоторых оркестров, например у Пульезе с Мораном или Родригеса с Морено. Снова ослабьте полосу 2.5 – 3.5 кГц.

И несколько дополнительных советов от автора по оркестрам со специфическим звуком:

  • Не могу играть Бьяджи в этом зале – звук совсем пропадает. Родольфо Бьяджи, с его неповторимо “воздушным” звуком, это, пожалуй единственный оркестр, для которого стоит усилить полосу 1 кГц. Совсем чуть-чуть, на пару-тройку децибел, и звук сразу станет “плотнее”. Хотя лучше все-таки использовать компрессор.
  • Хочу сыграть танду Лос Мансифеста (или любого другого современного оркестра, пригодного для милонги), но уж очень сильный контраст с Золотым Веком по звучанию, можно ли их как-то “состарить”? Ломать – не строить, ослабьте басы (150 Гц и ниже) и яркость (по вкусу, от 5-8 кГц и выше), но постарайтесь не переборщить.
  • Режущий металлический звук отчетливо слышен при контроле яркости движком 4 кГц на 10-полосном графическом эквалайзере. Этот эффект проявляется далеко не в каждом зале, но если такое произойдет, вновь используйте эффект ножниц – на этот раз ослабьте ближайшую левую полосу, а именно – опустите движок на 2 кГц.

И в заключение последний, пожалуй самый важный совет от Миши, привожу его буквально:

Главное – не перестараться, потому как EQ может сильно исказить тембр, и вместо того, чтобы сделать лучше, получится только хуже. Для себя я вывел такое правило: если не слышу однозначно хорошего эффекта от того, что накрутил на эквалайзере, я отключаю эквалайзер. В некоторых случаях лучше просто сделать музыку чуть тише – тогда и проблемы будут не так заметны.

ОГРОМНОЕ СПАСИБО:

  • Арсению Персику из Sour Peach Studios за то что показал мне, на моем собственнном Берингере, как практически любую запись можно заставить звучать на порядок лучше, а также за неисчерпаемый поток информации по теме.
  • Мише Авраменко,  киевскому танго диджею, за подробную обратную связь и целую шкатулку советов по контролю звука в помещении.
  • Брайянту и Фей Лопез из Tango Soul а также  Буленту Карабагли и Лине Чен из Bulent+Lina Tango за предоставленную работу на их милонгах, и за постоянную обратную связь.
  • Энди Каминскому из Tango Loft за активную поддержку делом моей мантры “лучшее оборудование и звучит лучше” и за непрекращающиеся вопросы.
  • Гэбриэлю Валиенте, автору Танго Энциклопедии за то что сообщил об успешом применении моей методики меньше чем 24 часа после того как она впервые была опубликована на Tango DJ mailing list.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

  • Interactive frequency chart: все что вы хотели знать о частотах, нотах, и инструментах
  • Psycho-acoustics: мягкое введение в психоакустику
  • Disc Recording Equalization Demystified: подробное объяснение того, как работает RIAA стандарт для винила, как работали различные нестандартизированные кривые эквализации для шеллака, и откуда эти кривые взялись

Версия 3.8.R, последнее обновление 2017/08/09

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s